Карьера в IT #обзор

Интерфейсам нужны писатели. Объясняем, что такое UX-writing и чем занимаются UX-писатели

29 июня 2021 Читать ~ 7 минут

Пару лет назад UX-writing причисляли к навыкам веб-дизайнеров, а сейчас это отдельное направление. UX-писателей нанимают в Google, Microsoft, Facebook, Dropbox, Airbnb, Spotify, «Яндекс», «Сбер» и другие известные компании.

Часто в UX-писатели переходят специалисты из журналистики, маркетинга и сферы коммуникаций. Если вы интересуетесь UX и знаете, как подружить слова между собой, то можете присмотреться к карьере в UX-writing. В статье мы рассказываем, зачем интерфейсам нужны тексты, чем занимается UX-писатель и что нужно уметь начинающему специалисту.

Cодержание:

1. UX-writing как разговор между продуктом и пользователем

2. UX-писатель как адвокат интересов пользователя

3. Что нужно уметь начинающему UX-писателю

4. А если тренд на UX-writing cкоро пройдет?

UX-writing как разговор между продуктом и пользователем

UX-writing – часть UX-дизайна, в которую входят тексты интерфейса. К ним относятся названия кнопок, описание для форм и различных элементов навигации, CTA (call to action), уведомления, сообщения об ошибках. Такие небольшие тексты называют микрокопи (от англ. microcopy). Они помогают пользователям взаимодействовать с интерфейсом, ориентироваться в приложении и легко достигать поставленной цели, к примеру, вызвать такси или сделать заказ в интернет-магазине.

Удобный интерфейс должен быть интуитивно понятным и не нуждаться в пояснениях, поэтому помимо навигации у UX-writing много других функций. Тексты интерфейса влияют на пользовательский опыт, делают продукт ближе к людям, вызывают приятные эмоции и формируют нужное отношение к продукту. И если UI – лицо приложения, то за его голос и стиль общения с человеком отвечает UX-writing.

Хотя тексты для интерфейса небольшие и могут состоять из пары слов или фраз, они должны быть емкими и содержательными. Для каждой микрокопи есть своя задача. Например, текст для онбординга знакомит нас с продуктом, вовлекает и мотивирует, а сообщение об ошибке объясняет, что пошло не так. Через UX-writing можно выразить заботу о пользователе – подсказать что-то или даже успокоить, подбодрить.

По интерфейсу мы неосознанно запоминаем и отличаем друг от друга цифровые продукты. Чаще всего тексты в UI незаметны и не привлекают много внимания, но при этом они дают приложению «голос», по которому его легко узнать. UX-writing обычно созвучен tone of voice бренда. И если в компании общая тональность коммуникации с аудиторией не подразумевает юмора и обращений на «ты», то, скорее всего, так будет и в контенте интерфейса.

UX-писатель как адвокат интересов пользователя

Автора текстов для интерфейса называют UX-писателем. Обычно он входит в команду UX, UI-дизайнеров. И его основная задача – улучшить интерфейс и пользовательский опыт через тексты. Но редактирование микрокопи – это уже финальный этап работы, результат множества других процессов. В UX-writing выбор определенного слова или синтаксической конструкции, как правило, обоснован и проверен.

Вместе с дизайнерами UX-писатель готовит прототипы интерфейса. Он помогает создать визуальную иерархию и информационную архитектуру, чтобы направлять внимание пользователей по нужному маршруту.

Для выбора стратегии коммуникации UX-писатель исследует пользовательскую аудиторию, предлагает гипотезы и тестирует их. При подготовке текстов он опирается на гайдлайны и брендбуки компании. А также сам создает или пополняет глоссарий терминов и выражений для UI, чтобы они были одинаковыми на всех экранах продукта.

UX-писатель может заниматься локализацией приложения на новом рынке. Например, адаптировать интерфейс на английском языке под русскоговорящих пользователей. Для грамотной локализации нужно понимание не только языковых особенностей, но и национальных, ментальных отличий.

Когда тексты для интерфейса готовы, UX-писатель проводит юзабилити-тестирование. Он проверяет, как реагируют пользователи на изменения в интерфейсе, стало ли им проще достигать поставленной цели.

Что нужно уметь начинающему UX-писателю

На англоязычном рынке профессия UX-writer уже прижилась, и по этому запросу можно без труда найти вакансии в интернете. В русскоязычном пространстве встречаются разные названия для специальности: UX-копирайтер, продуктовый редактор, контент-редактор, контент-дизайнер. Тем не менее все больше компаний ищут в команду человека, который будет заниматься текстами для интерфейса. А так как специальность достаточно новая, то многие вакансии не требуют релевантного опыта.

Основные навыки для UX-писателя – это редактура текстов и UX-дизайн. Начинающим специалистам, не знакомым с проектированием UX, нужно изучить базовые принципы и психологию пользователей. Понимание терминов важно для общения с UX-дизайнерами. Также полезно познакомиться с программами для прототипирования, вроде Figma и Sketch. Для начала достаточно уметь самостоятельно менять текст в макете и оставлять комментарии для дизайнеров.

Для поиска работы UX-писателю понадобится портфолио. Если нет опыта работы с клиентами, то можно самим собрать кейсы. К примеру – взять интерфейсы каких-либо существующих сервисов и улучшить тексты. Изображения экранов лучше дополнить описанием, какую задачу вы выполняли и почему пришли именно к этому решению. Другой вариант – придумать свой сайт или приложение и сделать прототипы экранов, разработать концепцию бренда и тональность коммуникации. Для оформления портфолио подойдет конструктор сайтов или графический редактор, а лаконичность и наглядность в данном случае будет важнее креатива.

Искать примеры работ, вдохновляться и развивать насмотренность помогают сайты для дизайнеров, самые популярные – Dribble, Behance. Можно завести привычку каждый день анализировать приложения, которыми пользуетесь. Также удобно искать информацию о работе UX-писателей через телеграм, на русском языке есть каналы Редач, Плавучая редакция.

А если тренд на UX-writing cкоро пройдет?

Если в продуктовой команде нет UX-писателя, кто-то все-равно пишет тексты для интерфейса. Возможно, этим занимается UX-дизайнер или копирайтер, который параллельно выполняет маркетинговые задачи. Но  современные приложения и сервисы усложняются, конкуренция растет, поэтому трудно игнорировать важность UX-writing.

UX-писатели особенно востребованы для банковских, медицинских продуктов, где пользователям трудно обойтись без гида и помощника. Писатели также нужны голосовым интерфейсам, чтобы они разговаривали с людьми более естественным языком. Например, в команде Google Assistant UX-писатели помогают строить диалоги помощника с пользователями.

В крупных компаниях уже есть целые отделы, которые занимаются контентом для интерфейсов. Но вы можете быть первопроходцем, первым UX-писателем в компании – и будете сами строить процессы и собирать команду. Пока UX-писателей немного каждый из них влияет на развитие специальности в своей стране. И это отличная возможность заявить о себе в профессиональном комьюнити.